Сочинение-Размышление на тему: «Литература как искусство слова».

Сочинение-Размышление на тему: «Литература как искусство слова».

  1. Литература работает со словом главное е отличие от других искусств. Значение слова было дано ещ в Евангелие божественное представление о сути слова. Слово основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура больше отвечает потребностям человека слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т. к. литература обладает материалом.

    Литература как искусство слова.

    Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А. А. Потебни. В своей работе Мысль и язык (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство — то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов. Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их. Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная опосредованная изобразительность — свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является затаенной живописью, вынужденной обращаться к слову.

    Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:

    На бледно-голубой эмали,

    Какая мыслима в апреле,

    Березы ветви поднимали

    И незаметно вечерели.

    Узор отточенный и мелкий,

    Застыла тоненькая сетка,

    Как на фарфоровой тарелке

    Рисунок, вычерченный метко lt;gt;

  2. Художественная литература вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида, эпохи Возрождения у Шекспира и Лопе де Вега; в романах Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.

    Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, включить его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения реальным. Такое участие необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в Евгении Онегине, пытается понять причины поступков Катерины в Грозе и сложный духовный мир Наташи Ростовой в Войне и мире, трагедию Григория Мелехова в Тихом Доне. Именно наше (читательское) восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература это искусство, искусство слова.

    Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит стихи о любви, это произведения на разные темы интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.

    Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества песни, сказки, героического эпоса и др. Во многих произведениях можно встретить отголоски истоков литературы вспомните произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.

    Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова Утро стрелецкой казни нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого Петр I нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.

    Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам (Евгений Онегин, Пиковая дама, Борис Годунов).

    На основе текста сценария создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений (Мастер и Маргарита и Идиот В. Бортко, Война и мир С. Бондарчука).

    Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

    Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую (открытие мира), коммуникативную (диалог автор-читатель) и др.

    Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества — и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.

Добавить комментарий