Он француз, а прославился в Петербурге из-за всадника. Кто он и как делался этот всадник? История и действующие лица.

Он француз, а прославился в Петербурге из-за всадника. Кто он и как делался этот всадник? История и действующие лица.

  1. Ме#769;дный вса#769;дник памятник Петру I на Сенатской площади (бывшей Площади Декабристов) в Санкт-Петербурге. Памятник получил сво название благодаря знаменитой одноимнной поэме А. С. Пушкина.

    Медный всадникКонная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 17681770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Ф. Г. Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.

    Для пьедестала памятника из окрестностей Лахты был доставлен гигантский гранитный валун, Гром-ка#769;мень . Камень весил 1600 тонн. Его транспортировка до берега Финского залива (около 8 врст) осуществлялась на бревенчатой платформе по двум специальным желобам, в которые были уложены 30 бронзовых пятидюймовых шаров. Платформа приводилась в движение несколькими воротами. Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 год по 27 марта 1770 года. Транспортировка камня по воде осуществлялось на специально построенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова и началась только осенью. Гигантский Гром-камень при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Cенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью Дерзновению подобно .

    Остальное можно прочитать в Википедиа (в Google — вопрос Медный всадник)

  2. Этьен Морис Фальконе (1716-1791), французский скульптор. Учился (1734-44) в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. Руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры, создавал модели для статуэток. Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади в Петербурге. Голову Петра I моделировала его ученица Мари-Анн Колло. В памятнике (за которым закрепилось название «Медный всадник») нашли воплощение идеи могучего подъема страны, драматические сложности переломного момента в русской истории, подчеркнутые тонко продуманным многообразием аспектов восприятия, сочетанием стремительного порыва с торжественным вличием. Фальконе не дождался открытия памятника (в 1782г.) Он уехал в Голландию в 1778. А в 1780 вернулся во Францию. Просветительская трактовка образа монарха неизбежно требовала определенной идеализации героя, представленного в античной тоге и с лавровым венком на голове. Для воплощения образа великого преобразователя и просветителя России фльконе был найдена предельно лаконичная пластическая идея памятника в виде всадника, сидящего на вздыбленном коне, укротившего его стремительный бег над самым обрывом гранитной скалы. Всеповелевающий жест правой руки Петра, выражающий укрощение стихий, стал кульминационным образным решение темы памятника.. так, в основе своей барочный сюжет приобретает в замысле Фальконе оттенок классицистической героики — торжества человеческой воли и разума. Новую классицистическую интерпретацию получает в памятнике и разработка мотива движения — вздыбленный конь запечатлен в момент, когда он на мгновение нашел равновесие и его нависающая фигура не вышла за пределы постамента. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности символико-аллегорического истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь, с трудом удерживаемый всадником, и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и врждебных сил, которые приходилось преодолевать Петру I.В результате родился емкий художественный образ — символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России. Используя аллегорические приемы, Фальконе тем не менее не разрушил конкретно-исторического ощущения образа. В лике Петра читаются его портретные черты. А указующий жест простертой руки и смещение монумента на линию направленного через Неву моста обеспечило живой контакт памятника с городским пространством
  3. Этьен Морис Фальконе (фр. #201;tienne Maurice Falconet; 1 декабря 1716, Париж 24 января 1791, Париж) , французский скульптор
    Для пьедестала памятника из окрестностей Лахты был доставлен гигантский гранитный валун, Гром-ка#769;мень . Камень весил 1600 тонн. Его транспортировка до берега Финского залива (около 8 врст) осуществлялась на бревенчатой платформе по двум специальным желобам, в которые были уложены 30 бронзовых пятидюймовых шаров
    Это был первый конный памятник русскому царю
    Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: Монумент мой будет прост Я ограничусь только статуей этого героя которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя законодателя
  4. Этьен Морис Фальконе (фр. #201;tienne Maurice Falconet; 1 декабря 1716, Париж 24 января 1791, Париж) , французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма 18 века.

    Учился он у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский ; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.

    Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне , эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

    Подлинным шедевром мастера явилась статуя Зима , о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша , писал Фальконе.

    Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
    Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как созидателя, законодателя и благодетеля своей страны , который простирает десницу над объезжаемой им страной . Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» (Петру Первому Екатерина Вторая ) сделана по предложению Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.
    Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года) , Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
    Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Добавить комментарий