ответы

6))) 1. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело». Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии, Леней и Большие Панафинеи.

8) Скоморохи возникли не позже середины XI века. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“»[7]. В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ[8]. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор[9].

Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков[10]. Без скоморохов не обходились деревенские праздники и ярмарки. Они проникли и в церковную обрядность. Собственно, скоморохи давали представления двух видов искусств – драматического и циркового. Имеется информация, что в 1571 г. велся набор «веселых людей» для потехи государства. А в 17 веке царь Михаил Федорович создал Потешную палату, при которой состояла труппа скоморохов. В тот же период труппы скоморохов были и у князей Дмитрия Пожарского и Ивана Шуйского. «Придворные» скоморохи на Руси остались на ограниченном уровне, в итоге их функции свелись к роли домашних шутов.

9) На протяжении длительного времени для жителей городов, так же как и для крестьян, праздники и гулянья были главным видом развлече¬ний. Но в городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на риту¬ально-обрядовую сторону праздников. Религиозные представления о ее связи с божественными силами уже не имели столь важного значения для ремесленников и торговцев в силу специфики их труда: он не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и капризами природы, как труд земледельца. Совершение обрядов все больше при¬обретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.

В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пооб¬щаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городская пло¬щадь, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Вследствие этого горожане чаще могли смотреть различные уличные представле¬ния.

14) История культурно-просветительной работы Российской Федерации как этап социально-культурной деятельности в научной литературе целостно пока не представлена. Имеются только отдельные исследования, которые не дают полного представления об этом периоде. Также не изучен всесторонне и послевоенный период культпросветработы России, хотя он занимает важное место в истории социально-культурной деятельности. Именно в этот период культурно-просветительная работа выделяется из системы образования в самостоятельную сферу, внедряются новые формы и методы культурно-просветительной и воспитательной работы, перестраивается система органов управления, подготовки кадров и методической службы, появляются новые типы учреждений. Все эти преобразования оказали существенное влияние на развитие сферы в последующие годы. Поэтому данный исторический период является важным как для формирования объективных научно-обоснованных представлений о культурно просветительной работе советского периода, так и для изучения генезиса истории социально-культурной деятельности.

Обращение к историко-педагогическому анализу культурно-просветительной работы послевоенного периода актуализируется рядом обстоятельств теоретического и прикладного характера. Так, в научно-теоретическом плане практически не разработана методология истории социально-культурной деятельности, её понятийный аппарат. В прикладном аспекте история культурно-просветительной работы послевоенного периода напрямую связана с необходимостью реализации регионального подхода.

27))) Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского характера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные.

Первые воскресные школы) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке.

История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте. В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Восьмое чудо света - Александрийская библиотека - включала в себя более 700 тысяч свитков рукописных книг.. .

29))) Преобразования в сфере культурыПётр I отменил действующий в России календарь и ввёл юлианский календарь, по которому Новый год праздновался не осенью (1 сентября), а 1 января.

Образование

С 1708г изменил шрифт с церковнославянского на более простой гражданский шрифт.

Отправлял молодых дворян учиться за границу. Чтобы проводить реформы, ему нужны были образованные люди.

Открыл школы: морская академия, артиллерийская школа, медицинское училище, инженерная школа. Созданы «цифирные школы» для дворян . Дворяне не хотели учиться, запретил жениться, пока не закончат учебу. Открылись школы для детей, рабочих и солдат. Предметы по «богословению» перешли на 2 план. Главными стали – математика, астрономия, инженерное дело. Появились учебники: Арифметика.

1703 г нач Культура

Открылся первый музей – Кунсткамеры – с публичной библиотекой и первый общественный театр. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом культура носила переходный характер, так как во многом ещё сохранились черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшие в дни государственных и военных праздников). Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство

32)))) Деятельность учреждений культуры во второй половине XX века.

В послевоенные годы растет сеть учреждений культуры и образования. Культпросвет работа перестраивается в соответствии с задачами мирного времени.

В период 1946 - 1970 гг. значительно расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных в ходе войны учреждений культуры, а при наличии финансовых средств осуществлялось строительство новых объектов. В восстановлении и строительстве культурно-досуговых учреждений государство опиралось на безвозмездную помощь населения, особенно молодежи. В ходе восстановительных работ ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. К началу 50-х гг. восстановительные работы в основном были завершены, а с середины 50-х гг. строительство учреждений культуры приняло массовый характер.

С середины 50-х г, в строительство объектов культуры активно включались колхозы. Сельскохозяйственными предприятиями выделялись финансовые средства, создавались строительные бригады, ставился вопрос о передаче на их баланс части сельских учреждений культуры с последующим их содержанием.

5))) 2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины, ее положением затворницы. Так, в боярских семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.

Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.

В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.

13)))) 1.1 История массовых праздников

Массовые праздники и зрелища имеют достаточно богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое, в свою очередь, прежде всего, состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет достаточно глубокие социально-психологические корни, в полном объеме исключает элементы случайности во время постановки. Массовый праздник не может быть проведен и намечен тогда, когда этого хочет определенный организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация [11].

Массовый праздник подразумевает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный именно для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном некотором объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между игровым и серьезным, строго некоторым и произвольно свободным. Если в обыденной жизни игровое и практическое действие разделены между собой, то праздник подобного разделения не знает, в силу того, что в нем всегда есть символический, условный, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил в наибольшей степени переломных, существенных моментов человеческой жизни [6].

«Является совершенно несомненным, что основным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник обязан быть организован как все на свете, что имеет тенденцию произвести достаточно высоко эстетическое впечатление. Именно для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое, в свою очередь, празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих, талантливые организаторы» (А.В.Луначарский) [10].

Социальная сущность праздника, прежде всего, проявляется в том, что он представляет собой специальный тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение этого общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

25))) Коллективиза́ция— процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссиии Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве.

Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год. 7 ноября 1929 г. появилась статья И.В. Сталина Год великого перелома, в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения (хотя к тому моменту лишь 6,9% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности (положенная в основу первого пятилетнего плана) и был взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая, как считают некоторые исследователи данной проблемы, включала в себя три главные цели:

- осуществление социалистических преобразований в деревне;

- обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

- развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.

34)))) Эволюция содержания университетского образования и народные университеты в Европе во второй половине XIX – начале ХХ в. Вторая половина XIX в. в Европе и России была отмечена изменениями в содержании университетского образования. Университеты возникли в эпоху средневековья. Уже само их название показывало, что университет представлял собой «universitas» - совокупность знания и образования. Цели университетского образования не были дифференцированы. Долгое время университетское образование и профессиональное и специальное обучение существовали отдельно друг от друга.  Итогом университетского образования была подготовка ученого – исследователя. Доминирующим в университетской деятельности был принцип единства образования и исследования. Постепенно параллельно с университетами возникают специальные высшие школы (технические, коммерческие, сельскохозяйственные, ветеринарные высшие школы). В течение XIX в. соотношение общего и специального образования изменялось в университетах в направлении доминирования специального образования. Понимание образования в широком смысле слова подразумевало умение видеть целостность мира, широкий кругозор, формирование личности. В России Народные университеты возникли и развивались как органическая составная часть широкого общественного движения за распространение в народе грамотности и образования. В 1859 г. в Киеве была открыта первая в России воскресная школа. Воскресные школы стали широко распространяться с 1870-х гг. Первоначально их деятельность ограничивалась обучением грамоте. В России первые попытки распространения в народе университетского знания начались почти одновременно с Англией. В 1871 г. Новороссийское общество естествоиспыталей стало читать систематические лекции в Одессе. В России первые попытки распространения в народе университетского знания также относятся к 1870-м годам. В Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Петербурге, Николаеве и в других городах читались систематические лекционные курсы.

20))) Древние славяне были язычниками. Они почитали природу как одухотворенное начало. Природа жила в их  представлении в конкретных одушевленных образах, населенная добрыми и злыми духами, одни из них становились союзниками в борьбе со стихиями, других необходимо было умилостивить и усмирить. С верованиями славян связано поклонение божествам, олицетворявшим силы природы: солнце, воду, землю. В художественном творчестве народа ярко и многообразно проявилось восприятие им окружающего мира. В изделиях его рук, в старинных сказах, мифах, легендах и песнях передано ощущение близости человека к природе и, прежде всего – к родной земле как главному источнику жизни.

Зарождение досуговых форм деятельности тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию - единения. Своеобразие досуга  обусловлено религиозными представлениями и особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времени года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ.

В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками.

Добавить комментарий